Как не потерять зрение в школе

Распечатать Распечатать

Декабрь 6, 2010 Как грамотно сделать очистку и ремонт парового котла.

Даже самый высокий в классе ученик должен сидеть за первой партой, если у него диагностируют большую близорукость.

Наш сайт продолжает «ликбез» для родителей, которые этой осени повели детишек к школе. Раньше мы начали рассказ о том, как уберечь девушек и мальчиков от самых распространенных «профессиональных» школьных заболеваний, в частности, нарушений аккомодации, близорукости и сколиоза. Сегодня будет идти речь о врачебных требованиях к школьной мебели, формулу подбора парты под каждого конкретного ребенка и о «зрительных» и «простудных» принципах, за которыми учитель должен рассаживать детей в классе.

Доверяй, но проверяй

Если бы в нашем государстве выполняли все законы, приказы, предписания, мы бы жили в идеальном обществе. И дети не заканчивали бы школу сформированной «хроникой» с достаточно большим набором заболеваний. Впрочем и учителя, и врачи признают, что реальное состояние классов очень отличается от задокументированных норм. В школах часто не придерживаются требований к качеству и расположению школьной мебели и освещенности помещениям. А это приводит к тому, что дети целыми днями должны находиться в некомфортных условиях, которые вредят их здоровью. Как отмечает терапевт Александр Ляшенко, за годы учебы это непрерывное негативное влияние среды может изуродовать любого здорового ребенка. И большинство серьезных хронических патологий, с которыми пациенту придется бороться уже в 20-30-летнем возрасте, берут истоки именно из школьного периода.

Родители каждого школьника должны знать, что здоровье их сына или дочки непосредственно зависит от целого ряда пустяков в обустройстве классной комнаты, на первый взгляд абсолютно незначащих, но в действительности очень важных. Это и расстояние между партами, и количество и качество ламп в помещении, и размеры окна, и материалы, из которых изготовлена школьная мебель, и глубина парты, и высота сидения и тому подобное. Проблема в том, что большинство родителей мало понимают в таких деталях. «Для меня было важным то, что в классе был хороший ремонт и новенькие столы, — говорит Татьяна, мама семиклассника Андрея. — Не увидела облупленных стен и застиранных штор, то и хорошо. А за какую парту надо было сесть Андрею и отвечает ли та парта всем требованиям, откуда мне знать? В этом всегда доверяешь учителю, это его парафия, его работа».

Впрочем врачи говорят, что родителям не помешает почитать «методичку» и ознакомиться с санитарно-гигиеническими требованиями к школьному оборудованию. Тогда взрослые будут иметь лучшее представление о том, в каких условиях должны ежедневно проводить по три- семь часов их деть. А зная ситуацию, смогут ее улучшить: или требовать от руководства школы привести все толком, или самостоятельно изменить то, что родителям по силам.

Вам какой номер — зеленый или фиолетовый?

Следовательно, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, высота парты или стола (задний край) должен быть таким же, что и расстояние от пола к локтевому суставу свободно опущенной руки ребенка, которая сидит на стуле. Все парты и столы должны быть только стандартные, согласованные из МОЗ Украины. В соответствии с Государственными стандартами, в школе можно использовать ученические столы и стулья за несколькими системами маркировки.

Кроме того, парты выпускаются и с маркировкой за цветами. Мебель 1 группы (для детей с ростом до 115 см) обозначается оранжевым, 2 (до 130 см) — фиолетовым, 3 (130-145 см) — желтым, 4 (146-160 см) — красным, 5 (161-175 см) — зеленым и 6 (для детей с ростом больше 175 см) — голубым цветами.

В ситуации, если стол или парта не имеют маркировки, родители и учителя могут самостоятельно определить группу этих школьной мебели. Для этого применяют такие формулы:

— Группа (буква) стола = высота (см)/5 — 10;

— Группа (буква) стула = высота (см)/3 — 10.

Например, возьмем стол высотой над уровнем пола 68 сантиметров. 68/5 — 10 =3,6. Соответственно, этот стол принадлежит к третьей группе, буква В. Такая парта подойдет для школьника ростом 155 сантиметров, а вот для ребенка ростом 161 сантиметр уже не пригодится. Если же ребенку не хватили «ее» номеру парты, то лучше посадить ученика за стол большего размера, чем меньшего.

В целом, за государственными стандартами, в каждом классе должны быть не менее трех возрастных групп школьной мебели. Причем парта (стол ли) и стул должны иметь одну маркировку, а не собранные из разных комплектов. При этом классы, оборудованные трансформирующей мебелью, имеют большое преимущество. Такие столы и стулья можно подогнать под каждого ребенка — главное, не пожалеть на это времени и добросовестно произвести работу.

От доски к первой парте — не менее 2,5 метра

Чтобы не иметь проблем с глазами, школьнику лучше всего сидеть не за ровным столом, а за партой с наклоном поверхности под углом 14-15 градусов. Это позволит легко предотвратить целый ряд зрительных нарушений.

Стул, на котором сидит школьник, также должен отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Да, высота сидения должна равняться длине голени со стопой (+2 сантиметра на высоту каблука и подошвы). Глубина (ширина) сидения должна представлять 2/3 длины бедер. При этом поверхность стульчика должна быть не четко горизонтальной, а иметь наклон 2-3 градуса назад. Лишь при таких условиях ноги ученика во всех трех суставах согнутые приблизительно под прямым углом, что предостерегает застою крови в нижних конечностях и органах малого таза. У стула обязательно должна быть спинка. Она служит опорой для туловища, благодаря этому мышцы-разгибатели спины не так быстро устают, а ребенок может долго хранить правильную позу.

Кроме того, незаурядное значение для детей имеет размещение парт в классе. Оно должно быть таким, которое обеспечит удобный подход к каждому рабочему месту. А для того, чтобы у детей не развилась близорукость, расстояние между классной доской и первыми партами должно быть не менее 2,5 метра. Детям со сниженным зрением отводят первые парты у окна. Поэтому даже если ребенок очень высок, но зрение с солидными «минусом», она однозначно будет сидеть за первой партой. Школьники со сниженным слухом сидят за первыми и вторыми партами крайних рядов.

Учеников, склонных к частым простудам, ангины, ревматизма, следует рассаживать подальше от окна, в третьем ряду, около внутренней стены. Это особенно актуально в холодное время года. А для профилактики изъянов осанки и искривления хребта детей по меньшей мере дважды на год пересаживают из первого ряда в третьей и тому подобное.

Родители, которые знают об этих нормах, могут отстоять право своего ребенка на пребывание в нормальных условиях. Да, посетительница интернет-форума «Школьники, подростки» Анастасия отмечает: «У нас детей в школах рассаживают согласно справке о состоянии здоровья, которая берется в поликлинике ежегодно. Даже если ребенок очень высок, а у нее зрение минус 5, ее все равно посадят на первую парту. То есть места на первых партах однозначно для учеников, которые плохо видят. Всех других рассаживают в зависимости от роста. Когда сын был в третьем классе, как-то пришел домой и начал рассказывать, как они «сегодня таскали парты». Выяснилось, что приехала санстанция и предоставляла директору и учительнице, что парты не отвечают росту детей. Быстренько нашлись другие парты и столы, детей рассадили по-новому. Кроме того,, чтобы у детей не возникала привычка сидеть все время в одной позе (то ли с возвращенной головой, то ли вообще перекрученными в сторону доски, бывают и такое), их пересаживают каждое полугодие, а в некоторых классах — и трижды на год. Например, левый ряд поменяют местами с правым, первые парты из центрального ряда — с первыми правого ряда».

Есть что сказать?

Вы должны войти для размещения комментария.


Rambler's Top100