Оценка бизнеса

Распечатать Распечатать

Декабрь 24, 2009

Оценка бизнеса это определение возможной продажной цены в денежном эквиваленте. Она обязана включать в себя уровень полезности товара или услуги, а также необходимые затраты, которые нужны для реализации потенциала.

Прежде всего, стоит разобраться в том, что такое оценка бизнеса. Это определение возможной продажной цены в денежном эквиваленте. Она обязана включать в себя уровень полезности товара или услуги, а также необходимые затраты, которые нужны для реализации потенциала. Если сравнивать качественную оценку с бухгалтерской, то можно выделить несколько существенных отличий. Например, она включает в себя все показатели положения компании на рынке, время, возможные риски, особенности конкуренции и внутреннего строения данного бизнеса и т.д. Некоторые уверены в том, что оценка бизнеса представляет собой чисто научное занятие. Это, несомненно, так, и здесь главенствует научная логика. Однако это в большей части настоящее искусство. А научный процесс всей оценки при продаже бизнеса заключается только в проставлении полученных с помощью искусства значений в заранее известные формулы и подсчет.

Интересно, получится ли оценить бизнес реально, используя только сухие и научные представления? Категорически нет. Ведь нам необходима не только точная, но и правильная оценка. Для того, чтобы вставить в формулу нужные числа, из нужно найти и найти правильно. Обнаружить их способны только настоящие профессионалы своего дела, можно даже сказать, философы оценки бизнеса. Многие великие оценщики, в том числе и американские эксперты, малого и среднего бизнеса утверждают, что «угадать точную цену» возможно только после трех лет кропотливой и ответственной работы. И здесь совершенно неслучайно употреблен общеизвестный термин «цена» — то есть, денежная сумма, которую требуют, а затем и платят за определенный товар (услугу). Цена – это исторический факт. Другими словами, она имеет отношение к определенному месту и времени. Зависимость цены от финансового положения рынка, от интересов, материального положения и мотивов продавцов и покупателей может породить существенную разницу между стоимостью.

Итак, подводя промежуточный итог, стоит сказать, что для осуществления правильной оценки при покупке бизнеса нужны правильные начальные данные, которые необходимо проанализировать, осмыслить и проверить с помощью специалиста. К самым основным данным можно отнести следующее:
• Ставка дисконтирования (капитализации)
• Приблизительное время получения будущих доходов
• Размер будущих доходов
• Величина текущих доходов предприятия
Для того чтобы владелец смог получить высокой точности данные, касающиеся отсутствия или наличия тренда доходности, а также о величине прогнозируемых доходов, ему необходимы отчеты управленческого характера хотя бы за три года. Очень часто таковые данные становятся правильными. Очень важным этапом в оценке многие специалисты отмечают определение так называемой «жизни» бизнеса после очередной смены владельца.

Эта цифра зависит от большого количества как внутренних, так и внешних факторов среды, например: 1. устойчивость бизнес структуры
2. продукт: его новизна или устарелость
3. конкуренты и их сила
4. уровень изношенности самых основных фондов
5. срок арендного договора и многие другие
Чаще всего «живут» предприятия (в основном, малые и средние) примерно три-пять лет. И, скорее всего, данный параметр и его определение способен дать около тридцати-сорока процентов в стоимости. Кроме того, есть еще кое-какие нюансы. К примеру, к невероятно большим погрешностям может привести неправильное определение коэффициента дисконтирования, а также ставки капитализации (при этом используется подоходный подход).

Нередко используется и сравнительный подход. При этом анализируются бизнесы и сделки с их участием, которые находятся близко по показателям к оцениванию. Обеспечить большую правильность сравнительного подхода можно только тогда, когда компании для сравнения будут браться из той же отрасли, с той же доходностью, что и ваш бизнес.

Удивительно, но философы оценки говорят о неограниченности ваших потенциальных покупателей – их может быть больше миллиона. В этом случае получило большое распространение то, что они будут постоянно действовать только из своих экономических соображений. Таким образом, им будет интересен только бизнес, который приносит доход, превышающий среднерыночный. Другими словами, даже не пытайтесь найти «дураков с деньгами» — их практически не существует! Несомненно, даже в этом деле случаются исключения, но брать такие случаи в расчет – нанести вред только себе. Однако, даже самые лучшие, опытные и профессиональные оценщики бизнеса сталкиваются с неудачами. Правило «10-50» гласит: практически все бизнесы продаются по цене, определенной специалистом, которая выше реальной на 10-50 процентов.

Источник: раздел частные прямые инвестиции в России на портале bzb.ru

Есть что сказать?

Вы должны войти для размещения комментария.


Rambler's Top100