Радостная султанша — во Львовском музее

Распечатать Распечатать

Ноябрь 6, 2009

Роксолана — одна из самых загадочных женских фигур в истории Украины.

Историки до сих пор не могут понять, как удалось невольнице из Рогатина пленять сердце могучего турецкого султана Сулеймана Пышного, «разогнать» его гарем и прибрать к рукам власть над «тремя частями света». Особенная заинтересованность вызывает внешний вид нашей сообразительной землячки. Сохранилось несколько ее портретов, и оригиналом считают тот, который сохраняется во Львовском историческом музее.

О том, как эта историческая реликвия попала к нашему городу, и другие малоизвестные факты из жизни легендарной украинки рассказала заведующая отделом давней истории Украины Ярослава Станчак.

Роксолана, или Настя Лисовска, родилась в 1505 году. Установить ее настоящую личность и обнаружить, как она в действительности выглядела, — непросто. Известен в литературной традиции XIX ст. портрет молодой Роксоланы — одна из наиболее интересных достопримечательностей портретной живописи в экспозиции Львовского исторического музея.

Эта реликвия происходит из сборника Оссолинских, куда ее передал коллекционер Станислав Вроновский вместе с другими «портретами неизвестных лиц». С листа его дочери Юзефи Гумницкой до охранника музея известно, что на деревянном портрете изображена Роксолана — султанша родом из Рогатина.

В 1840 году известный польский историк Пауль Жегота подтвердил эту мысль, опубликовав перемалевку портрета, который является копией оригинала, привезенного из Стамбула немецким послом Гизленом Бурбеком в 1553 году. Под названием «Портрет Роксоланы» репродукция вошла в каталоги музея им. Любомирских и не изменила своего названия и во Львовском историческом музее. Считается, что это копия, выполненная неизвестным художником в XVIII ст., а оригинал сохраняется в Берлине, куда его доставили немецкие послы из Константинополя. Однако львовский искусствовед В. Александрович утверждает, что техника исполнения указывает на то, что перед нами портрет XVI ст.

Даны, что немецкий художник Мельхиор Лорихс был при дворе Сулеймана Пышного, написал портреты султана и его придворных. Вполне допустим, что в то же время он создал образ любимой женщины султана.

Исследователи официально довели, что Настя, или Роксолана, — дочь рогатинского священника Лисовского. Во время нападения на Рогатин татары захватили много пленников, среди них и Настю Лисовску. Большинство историков считают, что это произошло в 1520 году. Некоторые утверждают, что девушка могла попасть в плен лишь во время набегов, которые состоялись в других годах. Вероятнее всего, Анастасию вывезли из родины в 1516 или 1519 году — то есть в возрасте 11 или 14 лет.

На чужбине украинка не растерялась — в совершенстве выучила турецкую и некоторые европейские языки, ознакомилась с восточными обычаями и традициями, усвоила правила поведения в султанском гареме. Настя красиво пела, танцевала, могла похвастаться грациозной поступью и классическим телосложением.

Украинский историк и этнограф Агатангел Крымский в своем труде «История Турции» писал, что «внешним своим видом Роксолана не принадлежала к обычному типу тех азиатских красавиц, у которых должны были быть страстные глаза, как будто черные маслины, алчные уста, обжигающая высокая грудь, роскошная огрядненька фигура. О Роксолане, напротив, казано было венецийскому послу еще в 1526 г., что она и некрасивая — только же, добавляли, у нее грациозная, элегантно-небольшая фигура. и та ее деликатная вкраинска красота была из таких, которые вянут не так быстро, как азиатские. А что важнейшее — это была очень умная женщина, которая понимала и весело развлечь «пышного» султана, и дать совет, и, когда ей того было нужно, пидшептати господину свита болезненные подозрения против тех, кто вращался возле него».

Проходило время, а украинская жена и в дальнейшем оставалась для Сулеймана наилучшей: чем дальше — тем сильнее он ее любил. Когда ей было 50 лет, посол Венецийской республики писал о ней из Царгорода: «Для его величества султана это такая любимая жена, что — пересказывают, — с тех пор, как он ее познал, с тех пор уже не захотел знать какой-то другой женщины. Ну а чего-то такого не делал еще никто из его предшественников, потому что у турков есть обычай менять женщин».

После рождения детей Роксолана стала первым лицом не только в гареме и султанском дворе, но и во всей могучей империи. Она вмешивалась в административные и политические дела, решала экономические вопросы, влияла на формирование отношений между Османской империей и Польским королевством.

Благодаря влиятельные на Сулеймана и большого визира Рустема Роксолане удалось ослабить интенсивность набегов турков и вассальный зависимых орд крымских ханов на украинские земли. То, что количество турецко-татарских разбоев в 30-50-х годах XVI ст. уменьшились, — это факт.

Историк Прикарпатья, академик Владимир Грабовецкий пытается проникнуть в тайну Роксоланы уже свыше полувека. По его словам, тогдашний польский посол, поэт-историк Самуил Твардовский удивлялся, как это такой величественный султан Сулейман И, перед которым падали правители многих стран мира, «дался водить себя за нос убогой девушке из Рогатина». Он писал, что султанша — «дочь попа из Рогатина». Вместо этого Владимир Грабовецкий утверждает, что ни в галицких городских книгах, ни в земских актах конца XV — началу XVI века, которые он тысячами пересмотрел, не найдено ни одно упоминание о роде Лисовских. Мы не знаем ни крестного имени, ни фамилии этой девушки. Настю Лисовску выдумали писатели — это имя появилось лишь в середине XIX века. В сообщениях венецианских послов из Стамбула того периода нашу землячку называли Гасеки Хуррем, что в переводе значит Веселая (Радостная) Султанша.

Вероятнее всего, любимая жена султана даже не подозревала, что ее называют Роксоланой. Это имя происходит от названия античного города Роксоланы, который существовал с VI века до нас и к ІІІ веку нашей эры на берегу Днестровского лимана возле теперешнего села Роксолания Овидиопольского району Одесской области. Турки тогда обычно называли все территории Украины Роксоланиею, а ее выходцев — роксоланами.

Есть что сказать?

Вы должны войти для размещения комментария.


Rambler's Top100