Шевченкиана Богдана Козака

Распечатать Распечатать

Март 17, 2010

Известный актер читает стихи Шевченко всю свою жизнь, знает «Кобзарь» наизусть

До многочисленных регалий актера Национального академического украинского драматического театра им. М. Заньковецкой, декана факультета культуры и искусств ЛНУ им. І. Франко, народного артиста Украины Богдана Козака добавилась еще одна — он стал лауреатом Национальной премии Украины им. Т. Шевченко. На наивысшую государственную награду в области культуры и искусства актер номинировался несколько раз, но получил ее лишь в этом году — за музыкально-поэтическую композицию «Послание». В этом сценическом творении Богдан Козак соединил две своих страсти и любви — театр и поэзию Шевченко. Признанное на государственном уровне произведение актер представлял публике в своем родном Театре им. М. Заньковецкой.

Заручившись поддержкой режиссера Аллы Бабенко и ополчившись своим талантом чтеца и актерским мастерством, Богдан Козак построил из произведений Шевченко собственно «Послание». к зрителю. Спливши в единственную канву поэтические строки и насытив их своей актерской игрой, он создал на сцене что-то среднее между песней и театральным представлением. Главные герои «Послания». — Шевченкова поэзия и сам поэт. Их Богдан Козак выдвинул на первый план, обрамив лаконичными декорациями сцены и драматической музыкой, которая перекликалась с каждым сказанным актером рядком.

«И мертвым, и живым, и нерожденным». — первые слова, которые говорит актер, выйдя на сцену. Они — и посвящение, и первый аккорд его пьесы. А дальше идут и «Свите тихий, корнаю милый, моя Украина»., и «Стоит в селе Суботови»., «И смеркается, и светает, день Божий проходит»., «Нет в мире Украины, нет второго Днепра», «Ой, Богдане, Богданочку»., «Если бы вы учились так как нужен». Драматизм, одиночество, боль, втраченисть, гнев. Все эмоции, которыми писал Шевченко, на сцене оживают в голосе Богдана Козака. Временами кажется, что от-от и их можно будет увидеть. Они поднимаются волнами, спадая к низу щемливой лирикой. «Садок вишневый», «Мне тринадцатый проходило».

Богдан Козак показывал наглядно поэзию. Отдав ей свои тело и голос, он давал ей жизнь на сцене, позволял говорить самой за себя, лишь время от времени поддерживая ее на плаву мимолетными перевоплощениями в ворону, мессию, тронутого юноши, мудрого старца.. Эти перевоплощения, которые проявлялись в жестах и мимике, были лишь штрихами, необходимыми для полноты картины, но ни в коей мере не перекрывали саму картину.

Стихи Шевченко Богдан Козак читает всю свою жизнь. Для себя и для публики — на концертах, представлениях, радио, телевидении. Актер знает наизусть или не весь «Кобзарь». Поэтому творить из этих привычных для себя строк, которые крепко укоренились в его жизнь, для Богдана Козака — закономерно. Скрутив их в крепкий узел, он создал на сцене целостное полотно, в котором Шевченко и Казак играют общую мелодию, не фальшивя в нотах.

Есть что сказать?

Вы должны войти для размещения комментария.


Rambler's Top100